maj_buzzard (maj_buzzard) wrote,
maj_buzzard
maj_buzzard

Чероки, рабство и тайные общества

Компиляция из нескольких статей историка Патрика Мингса. Оригинал здесь.

Photobucket - Video and Image Hosting

"Одна из самых длинных ненаписанных глав истории Соединенных Штатов - это отношения между индейцами и неграми".
Картер Вудсон

"Следует помнить, что по Дороге Слез вместе с чероки прошли сотни людей африканского происхождения. Мы знаем об ужасных страданиях нашего народа и индейцев из других племен, однако редко слышим о тех чернокожих, которые страдали тоже".
Уилма Мэнкиллер, вождь чероки


Первые христианские миссионеры пришли к индейцам чероки в середине XVIII века. Они учили их, что все люди равны, у них общие корни и общая судьба.

Одним из них был иезуит Кристиан Прибер, который проповедовал у чероки в 1736-43 гг., попытался основать "царство рая". Туда были открыты двери всем беглым рабам, будь то негры или индейцы, и всем тем, "кто жаждал Высшей Справедливости". Мечта о сильном, независимом и демократическом государстве чероки привела мечтателя Прибера в английскую тюрьму.

Идею евангельского равенства всех людей охотно принимали люди, которые не знали расовых предрассудков. Источники свидетельствуют, что изначально индейцы относились к белым и неграм одинаково - по крайней мере, не обращали внимание на цвет кожи. Особой "этнической открытостью" отличались чероки-чикамога и те, кто говорил на диалекте китува. Эти индейцы "охотнее принимали у себя людей других рас, чем остальные чероки".

В конце XVIII в. белые поселенцы начали беспокоиться, что в некоторых областях (особенно в Южной Каролине и Джорджии) негры и индейцы превосходили их числом примерно 4 к 1. Они решили "держать индейцев и негров на расстоянии друг от друга... иначе они нас просто раздавят". Ключевым элементом этой политики "разделяй и властвуй" стала новая программа "просвещения индейцев", разработанная правительством США. Она предусматривала смену экономической базы индейского общества - вытеснения натурального хозяйства "передовым" плантационным.

Президент Вашингтон считал, что к индейцам "следует направлять лучших миссионеров и снабдить их всем необходимым, что нужно для фермерского хозяйства". Земли племен Юга рассматривались как полигон для великого эксперимента, на котором следовало создать образцовые фермы и миссии и затем подтянуть к этому уровню остальных индейцев. Однако все это должно было делаться руками чернокожих рабов.

Христианские миссионеры приспособили под новую политику свои проповеди. Они выбросили из них идею о равенстве всех людей - или, точнее сказать, изменили ее. Теперь говорилось об особом проклятии чернокожих, которое обрекало их "трудиться на краснокожих и белых; так было, и так будет". Некоторые правительственные агенты напрямую увязали успехи "Пяти цивилизованных племен" с распространением среди них рабства. Один агент отмечал: "Я твердо уверен, что на быстрое развитие чероки повлиял тот факт, что они стали рабовладельцами".

Под влиянием миссионеров многие индейцы Юго-востока полагали, что если будут подражать белым, то побратаются с ними. Использование рабского труда на плантациях была частью программы "христианизации и просвещения". Особых успехов она достигла среди метисной элиты чероки; многие ведущие политики стали рабовладельцами.

Фермы становились плантациями, а поселки городами. Программа "просвещения" претворялась в жизнь, а с ней распространялось и рабство. Богатые и влиятельные землевладельцы начали покупать черных рабов для своих плантаций и пастбищ. Росло число браков между чероки и белыми, которые работали с ними. Метисы, знавшие английский язык, перенимали обычаи своих белых соседей. Постепенно среди чероки выделилась группа помещиков и препринимателей, которая образовала племенную буржуазию и завладела властью. Свой капитал эти чероки составили на рабстве.

Однако не всем индейцам нравился план "просвещения". Наметился раскол между теми, кто ему следовал (так называемыми "прогрессистами") и теми, кто хотел сохранить традиционные обычаи ("консерваторами"). В немалой степени этому способствовал подъем паниндейского движения Текумсе - Тенскватавы в начале XIX в. Многие чистокровные индейцы из Пяти племен открыто выступили против ассимиляции. Они не приняли ни плантационного хозяйства, ни частного предпринимательства.

В конце 1820-х гг. среди чероки Северной Каролины зародилось движение за отмену рабства. В 1828 г. было основано "Американское колонизационное общество" (Cherokee American Colonization Society). Чероки Дэвид Уокер выразил мнение большинства чистокровных индейцев, когда в 1825 г. сказал: "Среди нас живут африканцы... они предпочитают жить здесь, а не с американцами, потому что здесь к ним лучше относятся... Чероки будут... сотрудничать с теми, кто пытается освободить вышеназванных африканцев и вернуть их на родину их отцов". Несомненно, идея отказа от рабовладения бытовала у чероки еще задолго до того, как миссионер Джон Джонс начал среди них свои аболиционистские проповеди.

В 1827 г. чероки сделали последний, как считалось, шаг к "цивилизации". Они приняли свою конституцию, учредили двухпалатный парламент, судебную и избирательную систему. Первым выборным верховным вождем стал Джон Росс. Элита племени в подражание своим белым учителям добавила в конституцию чероки пункт, запрещавший неграм участвовать в выборах и заниматься политикой. Свободных негров объявили персонами нон грата и запретили жить на территории чероки без особого письменного разрешения.

В соответствии с нормами тогдашнего международного права чероки считали себя свободной и независимой нацией, живущей в свободной конфедерации других наций. Однако в 1828 г. президентом США стал Эндрю Джексон, ветеран "индейских войн" и крупный рабовладелец. Меньше чем черед месяц после своего избрания Джексон в первом послании Конгрессу обнародовал план переселения всех индейских племен с Юго-востока за Миссисипи. Через одиннадцать дней после этого законодательное собрание Джорджии (чувствуя поддержку "своего человека в Белом Доме") объявило о роспуске правительства чероки и аннулировало все их законы. Любой индеец, высказавшийся против выселения на Запад, подлежал аресту.

Некоторые индейские лидеры весьма своеобразно увидели связь между переселением и рабством. Под влиянием проповедей баптиста Эвана Джонса люди в одном селении в Северной Каролине задумались, за что Господь послал им такое наказание. "Господу не нравится рабство", - сказал один индеец. Вслед за ним другие предложили обсудить "целесообразность отпустить всех рабов на свободу". Когда кто-то сказал, что освободить рабов принесет больше вреда, чем пользы, проповедник ответил: "Я не слышал, чтобы от правого дела был вред".

Осенью 1835 г. движение за освобождение всех рабов-африканцев поддержали несколько "влиятельных людей" чероки. Они готовились отменить рабство и уравнять вольноотпущенников в правах с индейцами. Однако в декабре 1836 г. представители так называемой "договорной партии" - "прогрессисты" во главе с Майором Риджем, Элайсом Будино и Стэндом Уэйти - подписали договор в Нью-Эчота. Они отказались от всех владений чероки к востоку от Миссисипи и согласились переехать на Индейскую территорию. По мнению американского миссионера Элизера Батлера, этот договор помешал отменить рабство на Территории Чероки.

Весной 1838 г. началось выселение чероки на Запад. Вот как его описывал очевидец-негр:

"Недели, последовавшие за приказом генерала Скотта о выселении чероки, стали сущим адом для несчастных чероки и их рабов. Женщин и детей силой выгоняли из домов... по пятам за уходящими индейцами шли алчные белые, которые грабили индейские дома и угоняли их скот. Они даже разрывали могилы в поисках драгоценностей, которые могли быть с усопшими.

Всех чероки согнали в одно место, разбили на "партии" примерно равной численности и в конце октября 1838 г. выслали первую. За ней последовали остальные. Старики, дети больные ехали в фургонах с имуществом, остальные шли пешком. Стояли сильные холода, и многие замерзли насмерть... Те, кто пережил это сам или знал от родственников, запомнили это навсегда...".

Как вспоминал "Дорогу Слез" волонтер из Джорджии, "...я воевал в Гражданскую, и видел, как людей убивали тысячами... Но это не сравнится по жестокости с переселением чероки".

Однако то, что индейцев было "дорогой, где мы плакали", для негров - исходом. Много рабов и свободных африканцев бежали с Юга на Индейскую территорию. Несмотря на то, что им выдавали топоры и ружья для охраны караванов по ночам, на побег пошли немногие. Общину беглых рабов, проживавших среди семинолов, американское правительство освободило в полном составе и поселило вместе с криками и чероки. К началу Гражданской войны лица африканского происхождения составляли уже почти 20% населения Территории Чероки.

Примерно тогда же среди Пяти народов распространился и другой "особый институт". Несколько индейских вождей, оказавшись по делам в Вашингтоне, вступили в масонскую ложу. История Индейской территории и история масонства переплелись так тесно, что почти невозможно (да и нежелательно) пытаться отделять одно от другого. А споры о том, может ли масоном быть негр, были не менее жаркими, чем споры о самом рабстве.

8 ноября 1848 г. Великая Ложа Арканзасе основала в столице Территории Чероки, городе Талекуа, "Ложу Чероки №10". Посвящение состоялось в здании Верховного суда на Китува-Стрит 12 июля 1849 г. Это была первая масонская ложа, основанная среди индейцев.

Уже после переселения в Оклахому раскол между "прогрессистами" и "консерваторами" привел к кровопролитию. Были убиты вожди "договорной партии", и кровная месть начала косить чероки десятками. По одну сторону баррикад оказались те "энергичные и предприимчивые" чероки, которые владели 90% рабов, по другую - "невежи, не тронутые прогрессом", у которых рабов по большей части вообще не было. Только в 1846 г. конфликт удалось потушить. Однако пропасть между богатыми и бедными, "прогрессистами" и "консерваторами" ширилась, и причины этому лежали не только в экономике, но и в культуре.

В "золотое десятилетие" 1846-55 гг. проблема рабства на Территории Чероки вышла на первый план. После выселения в Оклахому количество рабов возросло в несколько раз: в 1839 г. негры составляли 10% населения Территории, а в 1860 г. - уже почти 25%. Большая их часть (4 тысячи) находилась в собственности у узкой племенной элиты (10% чероки). Восстания рабов 1842, 1846 и 1847 гг. (вследствие проповедей миссионеров-аболиционистов) только укрепили веру индейских рабовладельцев в эффективность и важность "особого института".

Среди чистокровных индейцев (по большей части они были "северными" баптистами, когда как аристократия принадлежала к "южным" баптистам и методистам) движение за отмену рабства продолжало шириться и набирать обороты. Только 5 из 1100 баптистов-чероки имели рабов, а 50 рабов были членами баптистских миссий, даже если их хозяева таковыми не являлись. Даже хотя миссионеры никогда открыто не призывали к освобождению рабов, чероки самостоятельно пришли к идее "упразднить рабство". О том же говорил и Эван Джонс: "мы... твердые и решительные противники рабовладения... У нас нет ни единого аргумента в его пользу, и наше искреннее желание - как можно скорее положить ему конец". Федеральный агент Джордж Батлер писал, что северные баптисты - "фанатичные сторонники курса, который, если на нем настаивать, должен привести к самым печальным последствиям".

"Форт Смит Таймс" писала летом 1860 г.:

"Неделю или две назад мы узнали, что на Территории Чероки есть тайное общество. Оно состоит только из чистокровных индейцев; насколько нам известно из надежных источников, людей с примесью чужой крови туда не принимают. Члены общества соблюдают строжайшую секретность и за разглашение его тайн карают смертью. Они собираются в лесах и прочих труднодоступных местах, где и принимают в свои ряды новых членов. Говорят, что верховодит там семья Джонсов. Куда все это заведет, неизвестно. Мы опасаемся, что последствия могут стать самыми ужасными; как бы и другие племена не увлеклись этими играми. Благополучие Границы под угрозой".

На формирование Общества Китува повлияли контакты жителей Индейской территории с миссионерами и приходскими священниками. Главные Капитаны общества - Лев Гриттс, Смит Кристи и Льюис Даунинг - были баптистскими проповедниками. Общество распространяло свои идеи через баптистские церкви на Территории Чероки, а также среди криков и семинолов.

Однако баптистские церкви на Индейской территории были многорасовыми. До переселения африканцы и индейцы, одинаково притесняемые господствующей "белой" культурой, совместно отправляли религиозные обряды. Индейские христианские общины часто возглавляли негры. Без чернокожих проповедников, знакомых и с английским, и с индейскими языками, христианство не укоренилось бы в Оклахоме; с другой стороны без контактов с индейцами не зародились бы те общины, которые мы традиционно считаем "чисто негритянскими".

Чистокровные индейцы необязательно должны были быть баптистами, чтобы вступить в Общество. Их приглашали на собрания в церкви, где выбирали капитанов и субкапитанов. Доверяя индейским проповедникам, северные баптистские миссионеры Эван и Джон Джонсы разрешили Гриттсу, Кристи и Даунингу использовать для нужд Общества организационные принципы баптизма. Так оно получило сильнейшего союзника.

С другой стороны, идеологи сохранения "особого института" в 1854 г. основали партию "За права Юга" и одержали победу на парламентских выборах. А еще через год вождь Росс узнал о появлении "тайного общества в округах Делавэр и Сэлин", созданного для защиты рабства и борьбы с аболиционизмом. У истоков этого "зловещего заговора" стояли масоны из Великой Ложи Арканзаса. Многие из сторонников рабовладения на Территории Чероки имели связи в Арканзасе. Джон Росс, сам масон, полагал, что именно они склоняли на свою сторону других индейских масонов.

Некоторые из масонов впоследствии основали орден "Рыцари Золотого Круга" - нечто среднее между масонской ложей и Ку-Клукс-Кланом. Его устав, принятый 28 августа 1860 г., гласил:

"Только сторонник рабства может вступить в ряды Рыцарей Золотого Круга на Территории Чероки...

Ты торжественно поклянешься, что сохранишь все тайны этого Ордена и будешь, не щадя себя, защищать интересы Рыцарей Золотого Круга... Да поможет тебе Господь!".

Главой (капитаном) Рыцарей был масон Стэнд Уэйти. В "орден" входили многие представители племенной элиты чероки - Элайс Будино-младший, Уильям Пенн Эдейр и другие. Все они принадлежали к партии "За права Юга".

Разногласия между сторонниками и противниками рабовладения нагляднее всего проявились в одном эпизоде июня 1861 г., когда баптистский пастор решил выйти из "Общества Китува" - и поплатился за это.

"Индейский проповедник, человек тихий и богобоязненный, погиб - его вызвали из дома ночью, а затем выстрелили в него. Он побежал, убийцы догнали его и перерезали ему горло. Дело это так и не раскрыли. По слухам, убили его за то, что во-первых, он не ушел из Южной Баптистской Церкви. Во-вторых, он самовольно оставил тайную организацию и отказался вернуться. В-третьих, из-за денег...".

В июле 1861 г. Стэнд Уэйти с группой единомышленников попытались водрузить знамя Конфедерации над зданием правительства чероки. Сенатор Уильям Даблхед и 150 индейцев из числа чистокровных чероки преградили им путь, и только Джон Дрю, родственник вождя Росса, сумел остановить кровопролитие.

В октябре 1861 г. Территория Чероки вступила в Войну Севера и Юга. Решать вопрос о рабстве ей отныне предстояло вместе со всей страной.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments